Бизнес-система. Диагностика. Изменения. Управление. Развитие.
Бизнес-система. Диагностика. Изменения. Управление. Развитие.

Металлообрабатывающий завод. 2018

Металлообрабатывающий завод

Металлообрабатывающий завод – слишком сильное название для творческой лаборатории по металлообработке. Однако, как цель – это вполне оправдано. Изменение направления бизнеса на действующем предприятии, пожалуй, один из сложнейших видов управленческих проектов. Сделать из творческой технической лаборатории металлообрабатывающий завод не просто. Нужно поменять практически все.

Промышленное производство вместо творческой лаборатории

Задача от  заказчика

Увеличить прибыльность бизнеса. Работа есть и достаточно много. Еще больше обращений на предприятие для выполнения индивидуальных заказов. А денег реально не хватает на зарплату.

Контекст

Диагностика выявила ряд препятствий для роста прибыльности бизнеса. Огромный акцент был сделан на поиск заказов и продажи. Маркетинг на предприятии отсутствовал.

Производство при этом работало в судорожном рывковом режиме. Планирование почти не велось, только в горизонте сегодняшней работы над заказом. Да и о каком планировании может идти речь, когда каждый новый заказ – это принципиально новый продукт. Здесь уместно было бы строить проектное управление по каждому заказу. Методы управления проектами на предприятии не применялись.

Закупки велись под каждый заказ, производство работало с колес. Разовое производство не позволяло стабилизировать качество готовой продукции. Поэтому заказчики, как правило, уже не возвращались. Из-за неправильного планирования склад был захламлен неликвидными материалами и инструментами. Нужных инструментов и материалов всегда не хватало.

Персонал был демотивирован, что способствовало текучести кадров.

Финансы контролировал сам руководитель. Формализованная финансовая дисциплина отсутствовала. Точно посчитать полную себестоимость единицы продукции было нереально.

Уточнение цели, план действий и реализация плана

Необходимо определиться кто мы – творческая производственная лаборатория, выполняющая уникальные заказы, или производственное предприятие с ассортиментной продуктовой линейкой, стабильным производством и закупками. Оценив все плюсы и минусы каждой из стратегий, было принято решение строить производственную компанию с типовыми для поставщиков автопрома процессами и ограниченным ассортиментом продуктов. Уточненная цель – построение стандартного производственного предприятия с определенным продуктом, плановым производством и понятной рентабельностью.

Список действий без детализации.

  1. Определяем продукт (продуктовую линейку). Поскольку предприятие не большое выбрали два продукта для выпуска. На этапе постановки на конвейер остался один – автомобильные дифференциалы.
  2. Приобретение модели продукта и технологии производства.
  3. Определение целевой аудитории покупателей и пользователей нового продукта. портрет потребителя.
  4. Описание, взаимосвязь, систематизация и реинждиниринг бизнес процессов.
  5. Результаты процессов и мотивация персонала.
  6. Регламенты подразделений, должностные инструкции, регламент принятия решений, профили должности. Формирование папки документов для каждой штатной единицы.
  7. Выпуск нового продукта. Наработка товарного запаса.
  8. Отказ от приема заказов на выпуск разовых продуктов.
  9. Маркетинг нового продукта. Разработка и тестирование информационных каналов.
  10. Внедрение скользящей сквозной системы планирования деятельности предприятия с горизонтом – 3 года, 1 год, 1 квартал, 1 месяц, 1 неделя, 1 день, сменное почасовое планирование.
  11. Стабилизация штатного расписания и кадрового состава сотрудников.
  12. Стабилизация производственных процессов. Гарантированное стандартное качество готового продукта.
  13. Разработка системы реестра платежей, бюджетирование.
  14. Миссия и стратегическое планирование работы предприятия.

Наибольшие проблемы были связаны с изменение психологии – от технологического творчества к производственному стандарту. Естественно, это привело к серьезным кадровым изменениям на предприятии.

Результаты

Предприятие вышло на стабильный уровень реализации продукции и прибыльность. Проведена реконструкция производственных и офисных помещений. В связи с постоянным ростом объемов реализации решается вопрос оптимизации загрузки оборудования и, в качестве ближайшей перспективы, закупки нового оборудования.