Развитие туризма – это управленческий проект. Управление государством – одна из форм корпоративного управления. Развитие одного из направлений бизнеса в рамках принятой стратегии – вполне менеджерская задача.
Задача от заказчика
Привлечь туристов из России в одну из средиземноморских стран.
Контекст
В середине девяностых туристы из России все больше и больше стали выезжать на отдых за границу. Одна из средиземноморских стран была заинтересована в привлечении большей части этого потока к себе.
Поскольку в министерстве туризма этой страны работали друзья моих друзей, ко мне обратились с просьбой проконсультировать министерство на предмет привлечения российских туристов.
Прежде чем давать какие либо рекомендации нужно было провести анализ и поставить диагноз. А диагноз, как вы знаете, это краткий план лечения. Нужно было выяснить, почему на тот момент поток туристов был не достаточным.
В процессе аудита выяснилось, что причины недостаточного интереса к отдыху в этой стране у российских туристов три.
- Ощущение недостаточной безопасности пребывания на территории этой страны. Было напряжение по отношению к террористическим угрозам. Туристы опасались за безопасность жизни.
- Ошибочное представление об отдыхе на территории этой страны у российских туристов. В то время любой отдых летом воспринимался как поездка на море – пляжный отдых. А если море и солнце везде одинаково – лучше ехать туда, где дешевле.
- Разница в религии. Понятно, что религия на сегодня – это анахронизм. Но… Как выяснилось, несовпадение православных ценностей с религиозными установками этой страны тоже является барьером к ее посещению.
В тоже время потенциал к росту посещения российскими туристами был очень большим. Число российских туристов за границей росло гот от года.
Уточнение цели, план действий и реализация плана
Увеличить туристический поток из России в одну из средиземноморских стран в три раза.
Список действий без детализации
Предложенные действия были ответом на опасения потребителя.
- Кардинальная борьба с террористическими угрозами и прекращение террористической активности в местах отдыха туристов.
- Изменение подхода к обеспечению безопасности туристов и их информировании о мерах безопасности.
- Изменение туристического продукта. Использование богатой исторической и культурной фактуры страны для работы с потребителями.
- Развитие инфраструктуры, связанной с туристическим бизнесом. Это не только строительство отелей. Важно было развивать инфраструктуру доступности (догори и транспорт), инфраструктуру коммуникаций (интернет и связь), инфраструктуру сервиса (готовить сотрудников фронт офиса).
- Культурная трансформация внутри страны. По крайней мере в части страны, связанной с туризмом. Развитие настроений толерантности, внимания к туристам, свободы.
- Переориентация религиозных традиций и символов в привлекательный и интересный национальный колорит.
- Создание и передача потребителю образа развитой европейской страны с возможностями разнообразного отдыха.
- Формирование дилерской сети продаж на территории России.
- Разработка и проведение маркетинговой и рекламной компаний на территории России.
К сожалению, работа ограничивать диагностикой и рекомендациями. На этом уровне проект не был принят к реализации в виду объемности, сложности и больших затрат. Тем не менее, спустя 25 лет я вижу, что именно эти рекомендации медленно, но верно воплощаются в жизнь.
Результаты
Реализация проекта без моего участия в гораздо большие сроки, чем намечались в проекте. Число туристов выросло более чем 10 раз.