Бизнес-система. Диагностика. Изменения. Управление. Развитие.
Бизнес-система. Диагностика. Изменения. Управление. Развитие.

ИнженерА и управление знаниями

Инженеры

Системные проблемы управления или круговое движение

Сейчас многие руководители озабочены поиском инженерных кадров, так и говорят мне: «нужны инженерА». Зачем малому и среднему бизнесу нужно инженерные кадры? Возможно, управление знаниями

Какие-то предприятия занимаются глобальными разработками? Нет. Глобальными разработками инженеры предприятий особо не занимаются. Инженерные решение, которые на производстве воплощаются в жизнь, в общем, все старые. Инженер  конечно нужен, но для каких-то утилитарных целей рассчитать конкретную деталь, конкретное коммерческое предложение, принять участие в нем. Я бы не сказал, что есть потребность в инженере, который бы создавал новые изделия. Они не так часто вводятся в производство. Так зачем же нужны предприятию эти самые инженерА на самом деле?

Какие-то предприятия занимаются глобальными разработками? Нет. Глобальными разработками инженеры предприятий особо не занимаются. Инженерные решение, которые на производстве воплощаются в жизнь, в общем, все старые. Инженер конечно нужен, но для каких-то утилитарных целей рассчитать конкретную деталь, конкретное коммерческое предложение, принять участие в нем. Я бы не сказал, что есть потребность в инженере, который бы создавал новые изделия. Они не так часто вводятся в производство. Так зачем же нужны предприятию эти самые инженерА на самом деле?

На самом деле все очень просто! Руководители рассчитывают, что инженерные кадры, которые у них появятся, решат вопрос с их производством. Решат вопрос с тем, чтобы производство у них работало хорошо, стабильно. Выполняло поставленные планы, гибко перестраивалось. Это для руководителя принципиально важно. Если мы посмотрим на ситуацию, приподнявшись чуть выше, то увидим, что это — системная проблема. В организации существует четыре основных аспекта деятельности, по которым есть показатели и которые контролируются руководителем — это финансы, маркетинг, операционная деятельность или производственная деятельность и персонал. И эти проблемы в организации постоянно ходят по кругу.

Первая проблема, с которой сталкивается руководители: нет денег. Если нет денег (финансовые проблемы), то решает ее руководитель маркетинговыми методами. Он говорит: «давайте увеличим продажи — тогда у нас будут деньги». Он набирает себе продажников, толпу продажников… Организует отделы продаж.

Некоторое время назад это было модно. Все предприятия заказывали строительство отделов продаж. Эти отделы продаж и продажники кочевали от предприятия к предприятию нигде не задерживаясь. Тем не менее, как то вопрос продаж решался. Потому что сделать это достаточно просто. Особенно в цифровое время нагнать покупателей, часть из которых купят ваш продукт можно.

Но вот возникает ситуация — покупатели приходят продукт купить. Готовы. А предприятия не может его произвести. Большинство предприятий столкнулась именно с этой проблемой, потому что «ковид», сокращение персонала — мы всех уволили, производство у нас практически заморозилось, но вот сейчас какое-то оживление, спрос повышается, предприятие не может не способно произвести нужное количество продукта. Поэтому нужно набрать инженеров срочно.

На самом деле эти проблемы, конечно, так не решается. Зато, глядя на это, я могу предсказать будущее. Если вы понимаете, что все идет циклично, всё идёт по кругу, то следующая проблема, которая будет решаться — эта команды, персонал, привлечение и удержание специалистов. То есть нехватка инженеров будет компенсироваться тренингами командной работы, тимбилдингом. Чем-то таким, что способствует укреплению кадрового состава, как кажется руководителю.

Это все будет по кругу постоянно кочевать финансы – маркетинг — операционная деятельность – персонал. Руководитель бегает по кругу, меняя продажников на инженеров. По сути просто переталкивая проблему из одного направления деятельности в другое. Вопросы не решаются таким образом! Если вы пытаетесь решить системную проблему — решать ее нужно из надсистемной позиции.

Есть ещё одно направление деятельности в организации. Это направление практически нигде в малом бизнесе не представлено. Это управление знаниями. Вот именно управление знаниями позволит вам приподняться на ступеньку выше посмотреть на весь этот проблемный круг сверху. Тогда вы очень хорошо поймете, как и что нужно решать. Что инженеры не смогут решить проблему с производственной деятельностью. Что решать ее нужно постановкой процессного управления.

Процессное управление — это знание, которое необходимо приобретать и аккумулировать в организации. Формализовать и хранить, передавать другим людям. Если этого не будет — производство никогда не справиться с этой болезнью — она неизлечима в таком случае.

Соответственно и во всех других направлениях. Финансовая дисциплина позволит вам предсказуемо планировать финансы. У вас не будет кассовых разрывов. И вы не будете судорожно бегать и говорить: «денег нет — давайте продажи поднимем».
Если вы точно знаете, что у вас будет в следующем месяце, в следующем году и в последующие 5 лет с финансами, вы к этому готовитесь. Не возникает неожиданностей и это тоже управление знаниями — это та же система построения финансового управления, бюджетирования и планирования. Это очень важная штука, важная составляющая деятельности.

В маркетинге тоже — не надо гоняться за отделами продаж, судорожно нагонять себе кучу покупателей и кучу геморроя. Вы должны ясно оценивать свои ресурсы и свои способности. Понимать, что возможно вам не нужно 5 миллионов покупателей, а нужно 11 человек. Меня продажники тоже постоянно достают. Уже интернет — продажники. Позвонил один буквально сегодня и говорит: «Сколько вам нужно покупателей?». Я говорю: один. Он: «Один в день?» Я: «Нет. Один в год». Он очень удивился. Наверно подумалЮ, что я над ним пошутил. На самом деле у каждой организации свои мощности, свои цели, свои задачи, свои покупатели и не нужно гоняться за количеством. Нужно ясно понимать, как должен работать маркетинг, как должны работать продажи и сколько человек должно этим заниматься.

То же самое с персоналом — не командная работа мотивирует людей оставаться на предприятии, не деньги, а нечто другое. Это тоже управление знаниями. Одним словом — если вы хотите спокойно планомерно и уверенно двигаться вперед стройте управления знанию на предприятии. Это хорошие инвестиции. Усилия обязательно окупятся.