Бизнес-система. Диагностика. Изменения. Управление. Развитие.
Бизнес-система. Диагностика. Изменения. Управление. Развитие.

Какие у меня таланты?

Какие у меня таланты-2

Как понимание себя и своих талантов может облегчить вам жизнь

Последнее время часто возникает тема: кем мне быть в жизни? Что у меня будет получаться? Причем не только у детей. Это звучит и у взрослых. Видимо, ковид обострил у человека ощущение, что, наверно, ему чем-то не тем заниматься надо. Не тем, чем сейчас занят. И в этой связи возникает вопрос, — какие у меня таланты? Чем я могу заниматься в жизни, чтобы это приносило мне удовольствие? Доставляло радость другим людям?

Если вообще таланты людей?

Для начала хотелось бы разобраться с самим термином «талант». Что это значит?

Изначально слово талант от греческого происхождения. «Талант» — наивысшая весовая единица в древнегреческой системе мер.  Это мера веса соответствовавшее полной амфоре воды — 26 литров.

В нашем понимании слово «талант» ближе к сверх способности. Как умение делать что-то лучше других, как одаренности, предрасположенности к чему-то. Это понимание выросло из истории, рассказанной в Новом Завете — «Притча о талантах». Сказка о трёх рабах, получивших на хранение от хозяина талант серебра. Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил.

Эта история так сильно повлияла на древних греков, что талант из мер и веса потихоньку переквалифицировался в меру интеллекта. В меру творчества, меру развития человека. Это понимание таланта нас и интересует. В контексте – одаренности. Талант – гениальность. Так мы и будем трактовать это слово сейчас.

Как его определить? Ходит мнение, что ребенок талантлив во всём и любое направление деятельности, которые бы вы ни дали ребенку — будет освоено, с радостью и высокими достижениями. Так ли это на самом деле?

Есть, безусловно, у маленьких детей желания познавать мир! Все, что вы предлагаете, он будет пробовать. Но нужно ли заставлять ребенка развивать талант, который как вам кажется должен быть развит?

Вот вы, например, считаете, что ваш ребенок гениальный актер певец и танцор, художник или писатель. Прикладывайте все силы для того, чтобы это юное дарование проявило себя. Часто бывает, что ребенок не оправдывает ваших надежд. Вы начинаете немного нервничать, заставлять его заниматься больше. Нужно ли это делать и насколько ваше мнение соответствует реальности?

Начнем с того, что таланты  бывают разного свойства. Не бывает таланта, который охватывает все сферы деятельности. Выражение – талантливый человек талантлив во всем – не вполне корректно. Не встречаются лауреаты нобелевской премии по физике и олимпийские чемпионы по легкой атлетике в оном лице.

В свое время замечательный психолог Говард Гарднер — еврей американского происхождения, как это часто бывает — занимался детской нейропсихологией. Как раз он выявил теорию разнообразие интеллектов. То что сейчас особенно модно. Тест IQ, эмоциональный интеллект… Помните? Авторство принадлежит Гарднеру. Он написал в своей знаменитой работе в конце прошлого века, что интеллект и уникальные таланты бывают разных видов.

Первое  — это вербально лингвистические таланты, когда люди могут писать говорить, выступать, печатать, сочинять истории, общаться. Все это скорее таланты журналистов, писателей, общественных деятелей, учителей, адвокатов. Вербально лингвистические таланты предопределяют набор профессий и областей деятельности, где у их владельца все будет получаться легко и непринужденно.

Цифровой талант — особенно востребован сейчас. Этот талант математиков, программистов. Талант тех людей, которые могут делать модели, считать. В программировании я не силён. Для меня программирование — это определенная логическая последовательность действий, которую программист может зафиксировать.

Пространственный талант. Пространственный талант присущ художникам, декораторам, архитекторам, строителям, поварам. Пространственный талант — это не только организация среды, но и понимание того, что с чем может сочетаться. И что из этого может получиться.

Талант физический — это, прежде всего, спортсмены, танцоры, цирковые артисты. Это тоже особый талант и не все люди могут достичь выдающихся результатов в этом направлении.

Личностный талант — эта способность оценить себя, эту способность охарактеризовать, понять себя и других. Личностный талант характерен для психологов, психиатров, философов и  лидеров.  Для людей, которые занимаются сознанием и мозгом.

Межличностный талант или талант коммуникаций, когда мы можем со всеми договориться. Это талант дипломатов, ораторов, революционеров. Талант тех людей, которые могут своей идее заразить других людей. Организовать массы людей к действию.

Талант окружающей среды — последний из талантов определенных Гарднером. Это — талант экологов, земледельцев, дрессировщиков, ветеринаров, врачей.  Это тоже особый склад человеческой психики, который позволяет успешно заниматься той или иной деятельностью.

Если вы считаете, что человек наделён всеми талантами в равной степени, попробуйте стать выдающимся танцором балета. Попробуйте стать Майей Плисецкой. Вы же считаете, что все таланты в равной степени присутствуют у человека на самом деле.

Таланты присутствует неодинаково и есть предрасположенность к тем или иным направлением деятельности и у детей, и у взрослых. Типы предрасположенности во многом врожденные. Важно понимать, что для вас будет даваться легко с удовольствием. В какой деятельности вы будете достигать больших успехов. Лёгкость, успех и деятельность сама по себе будут приносить вам радость.

Если вы будете постоянно заставлять себя делать нелюбимое дело, даже при условии огромных затрат труда и времени, вряд ли принесет удовольствие. Да и не достигнете вы в этом направлении больших успехов.

Родители очень часто ошибаются, когда бросают своих детей в то направление, которое для них (детей) не характерны, заставляя их это делать. Ребенок только расстраивается, отчаивается и не получает нужного результата. Очень важно определить свой талант. Как это можно сделать? Каким образом?

По косвенным признакам. Вы можете смотреть на своего ребёнка или подчиненного. На коллегу или на друга. Оценивать, насколько у него развиты те или иные качества. Насколько он может ощущать сенсорику, например. Или он мечтатель, парит в облаках и у него более развиты фантазийные сферы деятельности. Насколько этот человек быстро принимает решения. Насколько рационален или иррационален. Насколько его способности к общению развиты. Насколько он легко выходит на контакт, общается с другими людьми. Может быть, ему это делать довольно сложно, зато у него есть талант в каких-то других направлениях. Например, в математической сфере, где общаться особо не нужно. За то у вас есть возможность построить красивый алгоритм. Владеет миром не тот, кто разговаривает с другими людьми, а тот, кто пишет код.

Внимательно оценивая, анализируя людей вокруг себя, можете понять внутреннюю структуру этого человека. В зависимости от этой структуры у вас складывается понимание того, какими талантами человек обладает. Как только вы это осознаете, вы видите, в каких направлениях деятельности этот человек добьется наилучших результатов. Какие направления деятельности ближе к нему, будут легко даваться.

Как только картинка прояснилась  —  вы можете осознанно рекомендовать правильные действия. Можете правильно организовать развитие. Развитие ваших детей, развития ваших коллег или подчиненных менеджеров.

Это умение крайне важно, потому что мы находим эту способность найти талант

человека и организовать его работу, таким образом, чтобы его талант проявился. И тогда у вас все получится.