Стратегия развития предприятия – обязательная составляющая управления бизнесом. Если менеджер думает о завтрашнем дне, он занят стратегией развития.
Стратегия развития предприятия – не блажь руководителя или собственника, не причуды консультантов. Без разработанной стратегии невозможно предсказуемое развитие и движение вперед. Не случайное, как это часто бывает на растущем рынке, а предсказуемое, уверенное и результативное не смотря на рыночную ситуацию.
После адекватной диагностики, согласованного плана действий и результативно завершенных управляемых изменений, когда бизнес решил горящие проблемы и может вздохнуть свободно, время заняться стратегией.
Нет ничего проще стратегии. Это что-то вроде сочинения на свободную тему. Инструкциями по написанию таких сочинений завален весь интернет. И в первом приближении, руководители организаций обращаются к эпистолярному жанру. довольно быстро выясняется, что все не так просто. Литературные стратегии не работают. Литература и менеджмент – принципиально разные направления деятельности.
Как сделать рабочую стратегию. Как к этой важной части консалтингового проекта подходим мы. Стратегия имеет свою структуру и методику работы с ней. Часто для разработки стратегии используют модель SOSTAK. Формально стратегия представлена двумя документами: планом стратегического развития и бизнес планом.
План стратегического развития опирается на согласованное видение будущего и развернутую миссию организации. Оба документа довольно обширны и не ограничиваются рекламным слоганом. Изменим жизнь к лучшему – это не миссия. Это хороший слоган, разработанный на основе написанной миссии организации.
План стратегического развития включает в себя несколько крупных блоков:
- Стратегический анализ
- Стратегические цели
- Варианты стратегий, включая анализ рисков. стратегический выбор.
- Стратегическое планирование.
- Система стратегического контроля.
- Принципы оценки результатов.
Каждый из пунктов плана имеет свою развитую структуру. Это отдельные многостраничные документы. Стратегический план пишется на достаточно продолжительный срок. Для крупных компаний 10 лет и более. Учитывая специфику РФ средние компании стараются ограничиваться пятилетней перспективой.
Бизнес план предприятия пишется на 1 год. Бизнес план пишется на основе стратегического плана. Бизнес план предприятия нужен для конкретизации стратегических целей и планов в конкретные показатели деятельности. Для этого часто применяют концепцию BSC Нортона и Каплана (система сбалансированных показателей). Бизнес план предприятия плотно завязан на финансы и служит основой для грамотного бюджетирования организации. Бизнес план нужен не только для воплощения стратегии в жизнь, но и для обратной связи и возможной коррекции стратегии.
Создание бизнес плана имеет свою четкую структуру и методику работы с ней. Задача консалтингового проекта – дать инструменты работы и научить с ними работать топ менеджеров предприятия. консультанты приходят и уходят. а знания и навыки остаются навсегда.